Понедельник
20.05.2024
06:33
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт учителя Савиной Ирины Владимировны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [14]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Фольклорный фестиваль "Деревенские посиделки"

Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства обобщения и систематизации знаний учащихся малых жанров фольклора, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.
Задачи:
Образовательная:
• работать над формированием представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. 
Развивающие:
• способствовать развитию умений выявлять и различать малые жанры устного народного творчества;
• развивать навык использования их по назначению в различных ситуациях.
Воспитательные:
• ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения и читательского опыта, и способности понимать силу слова;
• формировать любовь к Родине с помощью фольклорных произведений;
• способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;
познавательные – расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи; 
коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;
предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки ).

 

Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие! Наша  встреча посвящена устному творчеству нашего народа. Устное народное творчество – это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Это мудрость нашего народа, которая сохранилась в сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, скороговорках, загадках, присказках, частушках, прибаутках, песнях.

 

Ведущий :  «Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим»

 

Ведущий : Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод

И первый Кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой.

 

1. Нам начинать досталась роль, не путайте с нагрузками

Мы принесли вам хлеб и соль на посиделки русские.

Жива традиция, жива.

 

2.  От поколения старшего важны обряды и слова

Из прошлого, из нашего.

И потому принять изволь, тот, кто, пришёл на посиделки

На этой праздничной тарелке из наших рук и хлеб и соль.

(На красивом рушнике, девочка выносит каравай.  Низко кланяется на все стороны и подносит хлеб, соль по кругу.  Обойдя всех присутствующих, ведущие кланяются, ставят каравай и на стол.)

Ведущий: Небогат на теплые дни русский календарь. Промелькнет весна красная. За работой да хлопотами об урожае пройдет лето жаркое. Глядишь – и осень на пороге. В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, у людей наконец-то появляется свободное время для отдыха.

Ведущий: Дни становятся короче, раньше наступают сумерки. Незаметно наступала зима, укрывая пушистыми сугробами поля и луга. И в эти долгие зимние вечера приходит пора деревенских посиделок. С наступлением холодов крестьянки садились прясть у окна. С этой поры всюду по избам жужжали веретена и поскрипывали самопрялки.

     Ведущий: Девушкам не сиделось дома, а работы между тем нужно было выполнять. Забрав прялки и кудель, они отправлялись на посиделки, называемые также вечерками и беседами, в просторную избу, где в зимнее время постоянно собиралась молодежь. Девушки приносили на посиделки свою работу – кто шьет, кто вяжет, кто пряжу прядет.

Ведущий: Сюда же на беседы приходили кавалеры. Одни, чтобы не си­деть без дела, помогали своим зазнобам крутить самопрялки и разбирать кудель. Другие устраивались где-нибудь в сторонке, чтобы заняться своим ремеслом: плести корзину, украшать резьбой деревянный валёк или солонку. За разговорами и пес­нями работали, чуть ли не до полуночи.

 Девушки – исполнители посиделок берут в руки клубки с шерстью, спицы, крючки для вязания, ткань и нитки для вышивания.

     Ох, хорошо, подруженьки. Наконец-то пора отдохнуть пришла. А то летом ни одного денечка нет свободного. Батюшка сено косит, а ты сгребай! Матушка серпом хлеб жнет, а ты снопы вяжи! Ходили в лес за грибами , за ягодами и пели  песню.......

«По малину в сад пойдем!

1. На завалинке в светёлке иль на бревнышках, каких

Собирались посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели да водили хоровод.

 

2. Добрым чаем угощались с мёдом, явно без конфет,

Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки, ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки были праздником души.

 

3. Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир:

Нынче все мы по сусекам личных дач, квартир своих.

Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,

Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

 

4. Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.

Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг.

 

Ведущий: Эй, собирайся, народ,

 Без толчеи, без спешки,

 Вас сегодня ожидают русские потешки.

 

1. - Что ваши девчата делают?

- Шьют да поют.

 - А матушки?

 - Порют да плачут.

 

2. - Сынок, сходи за водицей на речку.

- Живот болит.

 - Сынок, иди кашу есть.

 - Ну, что ж, коль мать зовет, надо идти.

 

3. - Вставай, Дунюшка, уже день занимается!

    - Пусть занимается, у него до вечера много дел.

     - Вставай, Дунюшка, вставай, петушок поет!

     - Пусть поет! Петушок маленький, ему и ночь долга!

    -  Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит!

     - Пусть всходит, ему далеко бежать нужно!

     -  Вставай, Дунюшка, каша готова!

     - А я уж за столом сижу!

 

4. - Фома, что из леса не идешь?

- Медведя поймал.

 - Так веди его сюда!

 - Да он не идет.

 - Ну, так сам иди.

 - Да он меня не пускает.

 

5. – Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

 

Ведущий: Дорогие гости! Вы прослушали потешки-насмешки. Заметили, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты? А насколько меток русский язык в пословицах, поговорках, изречениях. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица — это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

Конкурс 1. «Пословицы»

    - Вспомните, о  чем бывают пословицы?

    -  Какие пословицы о труде вы знаете?

(Делу время, потехе -- час.

Терпенье и труд все перетрут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

    -  А какие пословицы о дружбе вы знаете?

(Нет друга — ищи, а нашел береги.

Все за одного, один за всех.

Старый друг лучше новых двух.)

    Назовите пословицы, в которых употреблены числа семь и один.

    Семеро одного не ждут.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    Семь бед – один ответ.

    Один с сошкой, семеро с ложкой.

     Вспомните пословицы, связанные с этими предметами.

На столе лежат:

- ножницы, линейка;

- два игрушечных зайца;

- лист бумаги, половина которого закрашена чёрной краской;

- хлеб;

- игрушечный соловей и книга басен;

- гусиное перо, топор, щепки.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Под лежачий камень вода не течёт.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Хлеб – всему голова.

Соловья баснями не кормят.

Лес рубят – щепки летят.

 

Ведущий: А теперь от пословиц перейдем к загадкам. Очень точно в загадках, придуманных народом, характеризуется тот или иной предмет, животное или явление природы. Не хочешь думать, а загадка все равно с языка просится, стоит только внимательно прослушать загадку.

Загадки. ( для гостей праздника)

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).     

Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).     

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате) .

Кривой конь лезет в огонь (кочерга) .

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар) .

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка) .

Наша толстая Федора наедается не скоро. А зато, когда сыта, от Федоры – теплота. (Печка)

Ведущий :Звонкие, резные
Ложки расписные,
От зари и до зари
Веселятся ложкари.

Веселый танец ложкарей.

Ведущий: Припасли мы на вас забавушки

На всякий вкус-

Кому сказку, кому правду.

Кому песенку.

 

Ведущий: Небылицы в лицах,

Сидят в теремах-светлицах,

Щёлкают орешки

Да говорят насмешки

Небылицы.

 1 Чепуха, чепуха,

 Это просто враки!

 Куры съели петуха, -

 Говорят собаки.

 2 Между небом и землей

 Поросенок рылся

 И нечаянно хвостом

 К небу прицепился.

 3. Сидит ежик на березе -

 Новая рубашечка,

 На головке сапожок,

 На ноге фуражечка.

 4. На горе стоит телега,

 Слезы капают с дуги.

 Под горой стоит корова,

 Надевает сапоги.

Хором: Здорово, здорово, у ворот Егорова, А у наших, у ворот, все идет наоборот.

 6.  А наш дедушка Иван,

Посадил кота в карман

 Котик плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

 7. Как на Катин день рожденья,

 Принесла бидон с вареньем,

 Так наелись, я и ты –

 Разболелись животы.

 Хором: Чепуха, чепуха, чистая чепуха Чики - чики – а – ха – ха, в самом деле чепуха.

 

Ведущий: А теперь пора и к играм перейти. Вспомним народные игры. В них играли ваши прабабушки и прадедушки. Но прежде, чем играть, становитесь в круг, выберем водящего. А вот кто станет водящим, нам поможет узнать считалка.

 

- Заяц белый, Куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Лыки драл.

- Куда клал?

- Под колоду

- Кто украл?

- Родион.

- Выйди вон.

 

 Ведущий: А теперь я вас приглашаю в хоровод для игры.

(Дети выходят в центр зала и образуют хоровод, идут по кругу и поют.)

 

Как у дяди Трифона было семеро детей,

Было семеро детей - было семь сыновей.

Они не пили и не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так.

 

(После этих слов ведущий показывает какое-либо движение — хлопки, прыжки, постукивание кулаками по коленям, мимика глазами, ртом, взять друг друга за уши и так далее. Тот, кто неправильно выполнил задание, отстал или зазевался, становится в круг. И теперь в кругу уже два Трифона. Игра продолжается до тех пор, пока Трифонов станет больше, чем детей во внешнем круге.)

 

1 мальчик :    «Пока вы тут играли, я такие чудеса видел.

                  Чудо – чудо – чудеса, на пеньке стоит лиса,

                  Палочкою машет, а зайчата пляшут!

2 мальчик: Да разве это чудо?

                     Я ещё чуднее знаю!

                     На болоте стоит пень, шевелиться ему лень

                      Шея не ворочается, а посмеяться хочется.

3 мальчик: Да разве это чудо?

                    Я ещё чуднее видел!

                    Стучит – бренчит по улице – Фома едет на курице

                   Тимошка – на кошке по кривой дорожке.

 4 мальчик: Да разве это чудо? Я ещё чуднее слышал

                       Плыли утром по реке

                        Два барана в челноке

                         Чёрный с удочкой, белый с дудочкой

                         Чёрный рыбку ел, белый песню пел.

 

Ведущий: Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали протяжные песни, которые помогали им выдерживать нужный ритм

 для работы. Да и работа продвигалась с песней веселей.

Ведущий : Под натиском эстрадных песен как-то отошла на задний план русская песня. Но жизнь показывает, что нельзя забывать свою историю, мудрые народные традиции и обычаи. И стали возрождаться фольклорные коллективы, что поют чисто народную песню.

Ведущий : Песня русская… Как бы горько ни жилось народу в прошлом, без песни - ни шагу. Песня – целительница, песня – спасительница, песня – плач. Песня – пляска. От всех бед и печалей спасала песня.

Ведущий : В шуточных и сатирических песнях высмеивались отрицательные явления в быту, самые типичные и характерные. Игровые и хороводные песни показывали размах и , удаль , веселость и широту русской натуры. Они обычно изображали какие-нибудь события или несколько сцен, большей частью бытовых.

 

Русская народная песня « Во кузнице»

 

Ведущий: А в минуты отдыха девушки очень любили петь частушки. Эх, частушка-веселушка! Сколько в ней задора и юмора, но есть и правда. Кто останется равнодушным, когда играет гармонь и звучат девичьи голоса. Давайте послушаем их.

Ведущий: Кто сказал: «Частушки, вроде, в наши дни уже не в моде»?

Да и разве дело в моде, если любят их в народе.

 

1.Старину мы уважаем,

 Старину мы бережём.

 О старинном русском крае

 Эх, песни звонкие поём.

 

2. Балалайка заиграла

 И пустилась сразу  в пляс.

 Мы веселые частушки

 Пропоем сейчас  для вас.

 

3.Эй, гармошка удалая,

Озорная, огневая

 Мех растянешь посильней

 Сразу станет веселей!

 

4. Мы ребята боевые

 Любим петь, плясать, играть

 Если только разойдёмся

 Никому нас не унять

 

5. Смех полезней человеку,

 Чем хороший препарат.

 Кто смеется, тот в аптеку

 Ходит реже, говорят.

 

6. Я сегодня нарядилась

 В сарафан с иголочки.

 Полюбуйтесь-ка, ребята,

 На мои оборочки.

 

7. Прялку продам,

 Веретешко продам

 Гармонь куплю,

 Плясать пойду.

 

8.Никогда не унывала

 И не буду унывать

 Как трещоткою трещала

 Так и буду продолжать

 

 9. Сшила платье из капусты,

 Огурцом отделала,

 Рассердилась, платье съела,

 Что же я наделала!

 

 10. Ты играй, играй, тальянка,

 До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

 Посмотрите, полюбуйтесь,

 Как танцуют на Руси.

 

11. Я кокошником стучу

 Пляску русскую учу

 Пляска русская моя

 Замечательная!

 

12. У березки, у сосенки,

 Тоненькие веточки,

 А мы - бойкие девчата,

 Все мы как конфеточки!

 

13.Мы частушки вам пропели.

 И садимся в решето

 Уезжаем, уезжаем

 За частушками ещё!

 

Ведущий: Наш праздник подошел к концу. Дорогие ребята! Желаем вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая была свойственна нам.

 

Ведущий: Посиделки, вечеринки,

Звезды в праздничной выси.

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

 

Ведущий: Жизнь такая – не иная.

Не заморская, чужая,

Это наша сторона!

Все, что было, вспоминая.

Пусть живет страна родная,

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

 

Ведущий: На Руси посиделки  длились с вечера и до утра

Но вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.

Уносите в дом родимый радость нашего двора,

На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!

 

Список  литературы.

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Фольклорные праздники в школе»// Волгоград-Учитель 2008
  2. Кислицына Т.Г. «Русская семья. Праздники и традиции»
  3. Крюкова Н.С. «Устройство русской избы»// Досуг в школе.2009-№8
  4. Науменко Г.М. «Гори, солнце, ярче!»// ВЦХТ,1999
  5. Новиков-Новгородцев М.Б., Новикова Т.А. «Праздники народного календаря. Древнерусский обрядовый костюм» // Альва-Первая
  6. Россано Палаццески «Праздники. Традиции. Обычаи.(Энциклопедия для детей).

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Иришка (04.01.2016)
Просмотров: 793 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz