Понедельник
20.05.2024
09:17
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт учителя Савиной Ирины Владимировны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [14]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Преподавание ОРК и СЭ ( из опыта работы)

  Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.

 Поэтому весьма своевременно введение в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики», который предусматривает формирование качеств патриотизма и гражданственности, бережного и уважительного отношения к историческому прошлому страны, помогает осмыслить нравственные категории добра и зла, смысла жизни и их воплощение в житиях святых и героев Отечества.

Особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие таких качеств, как толерантность, коммуникативность, компетентность наличие умения использовать приобретенные из различных источников знания для успешного разрешения типичных жизненных проблем. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением умений, обеспечивающих самоорганизацию, самоопределение, саморазвитие личности во всех сферах жизнедеятельности.

 С   2012-2013 учебного года в нашей школе было введено изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах по учебникам  под редакцией Виноградовой ОРКСЭ и  Основы православной культуры под редакцией Кураева.

  Курс выступает в качестве связующего звена всего воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, учит адекватно оценивать собственное поведение и поведение сверстников, окружающих его людей.

  Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово. Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Поэтому учителю гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

   У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание я использовала в учебно-воспитательном процессе. Такое взаимодействие учителя, ученика и родителей делает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более продуктивным, систематическим. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

Большое внимание было уделено работе с родителями, а именно вовлечение их в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 Это осуществлялось через применение таких форм деятельности как:
- обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии;
- оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям;
- при изучении тем, связанных с бытовым укладом, ученики с помощью родителей, готовили выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.

  На уроках этики я знакомлю детей с понятиями дружбы и порядочности, правды, истины и лжи, добра и зла. При изучении основных критериев светской этики дети убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

 В процессе обучения детей поощряю словом, поддерживаю инициативу детей высказываться, подбираю такие формы работы, которые по нраву и по силам младшим школьникам. Дети не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать, ему думать, не объясняю материал доступный для понимания. Ребёнку  приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор.

На уроках ОРКСЭ я использую разнообразные формы и методы работы. Являясь учителем начальных классов, у меня есть возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературным чтением, окружающим миром.

Наиболее эффективной технологией работы на уроках в начальной школе  является игровая технология.

 Вот некоторые  словесные игры: «Доскажи словечко», «Вычлени из текста слово», «Найди ошибку», «Да-нет», «Найди соответствия», «Назови синонимы, антонимы к словам». Например, «Цепочка слов», где нужно подобрать однокоренные слова к слову ДОБРО: доброта, добрый, добродетель, доброжелательность, Добрыня,  добролюбие, добряк и т.д.

 Игры-драматизации, сюжетно-ролевые, где ученики разыгрывают  диалог, сюжет, делятся личным опытом, например, «В кельи у старца», «Паломники».

Игры–путешествия. В них ученики путешествуют  по времени, по карте, по святым местам, по литературным памятникам. Например, игра-путешествие в страну «Добролюбие», игра-путешествие во времена Святого князя Владимира. Игра может занимать небольшое время, часть урока – для изучения  нового и закрепления пройденного материала, для поддержания интереса урока, преодоления трудностей в изучении. Игра может иметь долговременный характер, когда на протяжении нескольких уроков дети играют в игру, итог которой является закрепление всего изученного материала. Так, например, при изучении темы «Великий пост и Светлое Христово Воскресенье» можно с детьми организовать игру «По лесенкам Великого Поста», а итоговое занятие провести в виде открытого мероприятия в параллелях или в начальной школе Праздника Пасхи.

 Обучение в основном носит наглядный характер. Это вызвано особенностями восприятия детей начальной школы, необходимостью иллюстрирования большей части изучаемых понятий, так как большинству детей не понятен их смысл (устройство храма, названия церковной утвари, виды икон и т.д.), поэтому я активно применяю  информационно-компьютерные технологии: презентации,  работа с интерактивной доской, с электронными пособиями, электронная игра «Православие». Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть всё это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать путешествия из одной точки мира в другую, предоставляет возможность прослушивания церковных песнопений различных распевов, звона колоколов, таким образом, обеспечивая интеграцию с уроком музыки. Демонстрации видеороликов позволяет учащимся совершить виртуальную экскурсию. В сети Интернет можно  найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, а так же и учащиеся могут самостоятельно подготовить и оформить дополнительный материал по конкретной теме или проекту.

 Метод проекта   ещё один вид  деятельности, который использую я на своих уроках. Часто он является результатом урока, выражает стремление детей участвовать в коллективно-творческих делах. Нами созданы проекты «Святые покровители», «Рождество в моей семье», «Вода - дар Божий»,

« Пасхальное яйцо».

 Технологии сотрудничества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе. Приведу  пример  некоторых форм и приемов  работы в данной технологии: беседа, взаимные вопросы и задания («Чёрный  ящик», «Волшебный мешочек »), взаимообъяснение (учащиеся выступают в роли учителя), интервью (например, по теме «Род и семья »).

 В курсе  много  различных  понятий.  Мы составляем словарь терминов и понятий,  что способствует систематизации и усвоению материала курса. А для  контроля  за  усвоением  их используется на уроках следующие приемы: 1) Домино (на  одной  части карточки записано  понятие,  на  другой - определение ); 2) Кроссворды.

  А также мы устраиваем празднование народных обычаев (например, «Масленица» с поеданием блинов  и развлечениями на улице), рисуем  рисунки к православным праздникам, изготавливаем поделки  (бумажный ангел, Пасхальное яйцо, рисунок с элементами аппликации  «Мой любимый Храм»  и другие).

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, рассказы  о Родине, о подвигах, о детях, иллюстрации картин известных художников, мультипликационные фильмы.

Этот курс помогает классным руководителям  вести  планомерную работу по формированию спаянного и дружного коллектива класса, умению избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться об окружающих.

Дети учатся оперировать нравственными понятиями, выполняя различные задания. Например, изучая тему:  «Добродетель и порок» отвечают на следующие вопросы:

Вспомните сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» Какие качества главных героев вы назвали бы добродетельными, а какие порочными? Объясните почему?

Назовите добродетельные качества, которыми обладают герои сказок «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев».

Назовите порочные поступки мачех и их родных дочерей из этих же сказок.

Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

В конце каждого урока  идёт размышление о своём внутреннем состоянии,   то есть – рефлексия (« Что говорит моё сердечко?»).

Рекомендации к домашним заданиям.

Необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я – сам» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно

Ребенок остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение)

Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен)

Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных)

Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.

Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т. п.)

 Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном условии – перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать что-то еще: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Домашнее задание должно быть:

1. Четко структурированным. Учитель должен тщательно продумать, что именно из изучаемого материала следует предложить детям для заучивания, что - для пересказа, что – для ознакомления, о чем надо научиться рассуждать, на какие вопросы отвечать, какие умения детей при этом будут задействованы.

2.Дифференцированным по уровню трудности. Домашнее задания нужно дифференцировать по уровню трудности с делением на группы, где одна группа выполняет задание повышенной сложности (по желанию), другая – задание средней сложности (этих детей учитель может назвать), а остальные (ими окажутся самые слабые ученики, но они об этом не услышат) получат третий вид задания (о том, что оно самое простое, говорить не нужно).

3.Разумным по объему и реальным для запоминания. Лучше, если задание будет иметь обязательную и необязательную часть; обязательная должна быть посильной для самого слабого ученика, необязательная – яркая, интересная, познавательная – должна быть привлекательной для всех, ее выполнение должно поощряться (призами, участие в интересном разговоре, в игре)

Большинство количество мелких заданий к уроку нежелательно, так как дает повод для конфликтов, связанных с еще недостаточной произвольностью действий детей, выражающейся в излишней исполнительности. Учителю следует четко формулировать основное задание, а мелкие дополнительные считать необязательными или же найти способ тактично напоминать о них детям.

4.Увлекательным. Домашнее задание должно содержать элемент новизны, творчества, быть неожиданным, удивительным, даже веселым: подготовка к празднику, путешествию на машине времени, рисование, создание презентации, портрета, подготовка к конкурсу кроссвордов, к диспуту.

Логическому структурированию сообщений содействует апробация на одном и том же тексте нескольких видов пересказа: подробного, выборочного, краткого. Можно дать дифференцированные домашние задания по выбору (задания для всех, задания для творчества, задания для малоактивных учеников).

Следует отметить, что выполнение учащимися различных видов ситуативных упражнений не самоцель, а средство формирования коммуникативных умений и навыков. При подготовке домашнего задания, учителю необходимо обращать внимание детей на структурную выдержанность, т.е. строгое соблюдение избранной формы общения или сообщения (диалог, обсуждение в группах, диспут, доклад, определённый вид пересказа и т.д.), а также на краткость, чёткость и лаконичность изложения информации. Данная работа должна проводиться как на уроке, так и при проверке выполненных домашних заданий, что поможет подготовить детей к вступлению на итоговом мероприятии, соблюдая регламент. Краткость речи формируют следующие игры.

1. Игра «Путешествие в Лаконику». Детям предлагается, разделившись на группы, попробовать пересказать фрагмент текста как можно более лаконично. Каждая группа предлагает свой вариант. Обсуждаются недостатки и преимущества каждого краткого пересказа. Выбирается лучший вариант.

2. Коллективное составление опорных конспектов для сжатого пересказа текста.

.3. Работа в группах по отбору материала и составлению мини – докладов к уроку.

4. Сочинения, ориентирующие на лаконичность.

Темы:  Как я понимаю слово «Русь».

Что такое духовные традиции?

Духовные традиции моей семьи.

Что такое патриотизм?

Что объединяет нас – жителей России??

Великие люди России.

Как я представляю Россию столетней давности.

Наш край в далёком прошлом.

Россия сегодня и завтра.

5.Краткое устное изложение сюжета, изображённого в иллюстрации учебника.

6.Игра «Народная мудрость». Учитель предлагает ученикам доказать конкретными примерами, что в следующих пословицах и поговорках отражено наше прошлое:

  Мир строит, а война разрушает. Не бросай друга в несчастье. Один в поле не воин. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат. Работа мастера хвалит.

Виды домашних заданий по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»:

1.Соотнеси начало пословиц и поговорок с их продолжением. Учитель предлагает на дом первую часть пословицы, а вторую часть пословицы дети должны найти.

2. Кроссворд наоборот. Учитель предлагает готовый кроссворд, а ребята по желанию находят в словарях определения к словам. В данном случае задание даётся по выбору, кто сколько нашёл.

3. Игра «Поле-чудес» (даётся определение, надо отгадать слово)

         

4. Конкурс рассказчиков (даётся начало рассказа и окончание, надо рассказать середину. Или придумать окончание начатого рассказа)

5.Нарисуйте свой символ России

Белый – свобода, независимость, белая Русь, мир, чистота.

Синий – Богоматерь-покровительница Руси, вера, верность, малая Русь.

Красный – Держава, Великороссия, энергия, сила, кровь, пролитая за отечество.

6. Викторина для любознательных:

- Кто я является автором Гимнов СССР и России?

- Как одним словом называется трёхцветные полосы флага России?

- В правление какого царя стали использовать символ государственной принадлежности?

- Как одним словом называются: Герб, Флаг и Гимн?

- Какая птица изображена на Государственном Гербе России?

- Откуда «прилетел» орёл?

- Сколько голов у этой птицы на Гербе? Что они обозначают?

7.Интервью.

8. Туристический проект «Приглашаем на малую родину»

9. Рекламный буклет «Останься в родном городе(селе)».

10.Составь рассказ, используя слова: народ, нация, культура, уважение, толерантность, федерация.

11.Составь ребусы (достоинство, воля,

12.Сочини частушку о родине…

13Напиши эссе.

14. Подробный пересказ (выборочный, краткий) и т.д.

В качестве рефлексии, предлагается завести «Рефлексивную карту ученика».

Необходимо понимать, что моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни и признание ценности других людей является первым шагом к добродетельному поведению.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод. Наша задача, задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, целостность нашего общества и государства, а курс ОРКСЭ  способствуют этому.

При этом крайне необходимо понимать, что буквально в каждом из общеобразовательных предметов, на каждом уроке необходимо в той или иной форме доносить до ребят вездесущность морали и нравственности, их повседневное участие в нашей жизни.  Тем самым подкрепляя основные цели и задачи курса, приводя примеры из жизни, потому что именно таким способом, на мой взгляд, мы сможем донести до учеников, что изложенные в учебнике основы нравственности и морали, оказывается, окружают нас в обычной          жизни и применяемы каждым из нас каждый день.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Иришка (18.01.2016)
Просмотров: 894 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz