Понедельник
20.05.2024
08:00
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт учителя Савиной Ирины Владимировны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [14]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в начальной школе"

автор Савина Ирина Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Красное Липецкой области

 

 

"Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают инте­ресные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".

В.А.Сухомлинский

 

Как правильно использовать свободное время школьников? Это  всегда было насущной проблемой для общества. Мы знаем, что ребенок развивается в любое время – будь это игра или учеба, встречи или экскурсии, кружки или спортивные мероприятия. И каждый из нас понимает, что задача школы заключается в том, чтобы помочь подрастающему поколению подготовиться к самостоятельной взрослой жизни.

Воспитание активных, инициативных, нестандартно мыслящих людей, способных адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях – главная цель школы в настоящее время. На мой взгляд, существенных положительных результатов в развитии творческого потенциала личности можно достичь уже на начальном этапе обучения, т. к. младшим школьникам присуще открытость для всего нового, любознательность, эмоциональность, цельность восприятия, яркость воображения, рост самостоятельности и критичности мышления, высокая самооценка.

Неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе, является внеурочная деятельность, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Мы – педагоги сейчас, как и раньше, занимаемся внеклассной внеурочной работой.  Здесь также важен сам педагог, его поведение, для того, чтобы формировать устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в новых стандартах определены результаты воспитания: чувство патриотизма, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина.

Своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов создается во внеурочной деятельности. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.   

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

- улучшить условия для развития ребёнка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Общаясь с родителями   можно  отметить, что  внеурочная деятельность  даёт  детям положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет  представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развивать его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом мне помогает  внеурочная деятельность,  которая помогает расширить рамки учебного  предмета. Считаю одним их главных направлений внеурочной деятельности гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, которое осуществляю через возможности внеурочной деятельности на основе инновационных технологий.

Необходимость решать   проблему развития творческой личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Включаю учащихся в активную творческую деятельность, результатом которой являются детские проекты: «Любимое село», «Наша школа», «История школьной формы», «Дорогой мой человек», «И помнит мир спасенный…» и др.

Благодаря проекту «Моя семья – мое богатство» ребята смогли узнать о традициях русского народа, о праздниках и традиционных русских блюдах, о традициях своей семьи. Появился повод поподробнее расспросить своих родных об истории своей семьи.

В этом году класс участвует в работе над проектом «К подвигу героев сердцем прикоснись» в рамках школьного проекта «Никто не забыт, и ничто не забыто».

В моей педагогической практике сложились определенные формы работы по краеведческому направлению патриотического воспитания школьников, которые эффективно применяю во внеурочной деятельности. Изучение своей малой родины способствует общему образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Экскурсии закрепляют, дополняют, расширяют и систематизируют знания учащихся по определенному периоду истории. Неоценимую помощь при этом нам оказывают музеи, которые обладают мощными потенциальными возможностями.  Во время  каникул мы побывали в  музеях города Ельца, Липецка, поселка Льва Толстого,  в драматическом театре «Бенефис» города  Ельца.

Взаимодействие с родителями учащихся является важнейшим аспектом воспитательной работы. Родители систематически привлекаются к совместной деятельности с учащимися: организуются праздники, походы; общие (родителей и учащихся) дела. Например, в этом году -  сбор материала к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, оформление собранного материала в альбом «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

Всякий ребёнок от природы талантлив, и первая моя задача – помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: игры, диспуты, занятия творчеством, конкурсы, классные часы, коллективные творческие дела, викторины. Внеурочная, краеведческо-исследовательская деятельность в школе способствует воспитанию творческой инициативы учащихся, их самостоятельности и положительно отражается на результатах участия школьников в олимпиадах, конкурсах различного уровня. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов, смотрах строя и песни,  экологических конкурсах и конференциях, спартакиадах младших школьников, занимают  призовые места.

Применение игровых технологий не только в урочной, но и во внеурочной деятельности является актуальным и эффективным средством воспитания гражданско-патриотических ценностей учащихся. Разнообразна  палитра внеклассных мероприятий, подготовленных и проведенных мной. Предметные декады, конкурсы чтецов, конкурсы патриотической песни, игры «Экологическая тропинка», праздники  «Русская ярмарка», «Чай – здоровью лучший друг!», «Чудо земли – хлеб!», «Матрешка – душа России!» и другие.

Участие в жизни класса вне школьных уроков имеет огромное значение для ребенка. Это основной мотив посещения школы для многих ребят, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

Обучащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком? Это зависит не только от родителей, но во многом и от учителей, прежде всего учителей начальных классов, закладывающих в детях основы нравственности.

Поэтому важно – уже сейчас, в начальной школе, научить ребенка ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленные основания для решения и оценивания своих возможностей.

 

 

Список литературы.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010./

2.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).

3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
4. Советова Е.В. «Школа нового поколения» Ростов-на-Дону «Феникс» 2012г.

5.Феоктистова В.Ф.  Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
          6. Сайт  htt://nsportal.ru.
          7. Сайт http//www.proshkolu.ru

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Иришка (18.01.2016)
Просмотров: 1020 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz